Различия системы лицензирования и саморегулирования на примере СРО в строительстве
В статье говорится о принципиальных различиях системы лицензирования и саморегулирования на примере СРО в строительстве
2009 г. стал годом рождения в России саморегулируемых организаций строителей, проектировщиков и изыскателей. Профессионалы строительного рынка долго отказывались признать неизбежность своего членства в СРО в строительстве. Однако наступление 1 января 2010 г., когда все ныне действующие строительные лицензии утратили силу, поставило предпринимателей перед необходимостью определиться в этом вопросе.
Одно из принципиальных различий систем саморегулирования и лицензирования заключается в том, что в первом случае право лица на ведение предпринимательской деятельности напрямую связывается не с наличием специального разрешения государства (лицензии), а с добросовестным членством в некоммерческой организации, выполнением всех требований, предъявляемых такой организацией к своим членам. В идеале саморегулирование предполагает вовлечение всех профессиональных участников рынка в процесс формирования для самих себя цивилизованных условий работы.
2009 г. являлся переходным от системы лицензирования к системе саморегулирования в строительстве. У участников строительного рынка была возможность вступить как в СРО в строительстве - имеющую соответствующий юридический статус некоммерческую организацию, так и в некоммерческое партнерство (далее - НП, созданное под цели СРО в строительстве), которое статуса СРО не имело, но готовилось его получить.
Правовой режим членства в НП, созданном под цели СРО в строительстве, в большой степени отличается от режима членства в некоммерческом партнерстве, имеющем статус саморегулируемой организации в строительной сфере.
Порядок приема кандидата в члены некоммерческого партнерства, права и обязанности члена партнерства, а также основания и порядок прекращения членства в партнерстве определяются нормами Закона о некоммерческих организациях и внутренними документами партнерства. Закон позволяет некоммерческому партнерству запрашивать у кандидата максимально широкий набор документов и сведений о его предпринимательской деятельности. В приеме может быть отказано лицам, если они не представляют такие документы, либо если содержание представленных ими документов вызывает у партнерства сомнения в достоверности указанных в них сведений, либо по иным причинам, установленным внутренними документами организации или решением ее уполномоченных органов.
Принципиально иной порядок приема в члены установлен законом для СРО в строительстве (см. ст. 55.6 Градостроительного кодекса (ГрК) РФ). Императивно определены: исчерпывающий перечень документов, которые кандидат представляет для приема в члены СРО; исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме в члены СРО в строительстве; сроки и порядок рассмотрения заявления кандидата о вступлении в члены СРО и принятия решения уполномоченным органом СРО. Цель законодателя заключается в том, чтобы свести к минимуму возможный произвол со стороны саморегулируемой организации при приеме в члены СРО в строительстве и избежать тем самым установления необоснованных препятствий для входа компаний на строительный рынок и, как следствие, его монополизации определенными группами лиц.
И.В. Беренштейн, кандидат юридических наук, председатель правления НП "Центр перспективного развития"
"Законодательство", N 2, февраль 2010 г.
Название: Различия системы лицензирования и саморегулирования на примере СРО в строительстве
Детальное описание:
В статье говорится о принципиальных различиях системы лицензирования и саморегулирования на примере СРО в строительстве
2009 г. стал годом рождения в России саморегулируемых организаций строителей, проектировщиков и изыскателей. Профессионалы строительного рынка долго отказывались признать неизбежность своего членства в СРО в строительстве. Однако наступление 1 января 2010 г., когда все ныне действующие строительные лицензии утратили силу, поставило предпринимателей перед необходимостью определиться в этом вопросе.
Одно из принципиальных различий систем саморегулирования и лицензирования заключается в том, что в первом случае право лица на ведение предпринимательской деятельности напрямую связывается не с наличием специального разрешения государства (лицензии), а с добросовестным членством в некоммерческой организации, выполнением всех требований, предъявляемых такой организацией к своим членам. В идеале саморегулирование предполагает вовлечение всех профессиональных участников рынка в процесс формирования для самих себя цивилизованных условий работы.
2009 г. являлся переходным от системы лицензирования к системе саморегулирования в строительстве. У участников строительного рынка была возможность вступить как в СРО в строительстве - имеющую соответствующий юридический статус некоммерческую организацию, так и в некоммерческое партнерство (далее - НП, созданное под цели СРО в строительстве), которое статуса СРО не имело, но готовилось его получить.
Правовой режим членства в НП, созданном под цели СРО в строительстве, в большой степени отличается от режима членства в некоммерческом партнерстве, имеющем статус саморегулируемой организации в строительной сфере.
Порядок приема кандидата в члены некоммерческого партнерства, права и обязанности члена партнерства, а также основания и порядок прекращения членства в партнерстве определяются нормами Закона о некоммерческих организациях и внутренними документами партнерства. Закон позволяет некоммерческому партнерству запрашивать у кандидата максимально широкий набор документов и сведений о его предпринимательской деятельности. В приеме может быть отказано лицам, если они не представляют такие документы, либо если содержание представленных ими документов вызывает у партнерства сомнения в достоверности указанных в них сведений, либо по иным причинам, установленным внутренними документами организации или решением ее уполномоченных органов.
Принципиально иной порядок приема в члены установлен законом для СРО в строительстве (см. ст. 55.6 Градостроительного кодекса (ГрК) РФ). Императивно определены: исчерпывающий перечень документов, которые кандидат представляет для приема в члены СРО; исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме в члены СРО в строительстве; сроки и порядок рассмотрения заявления кандидата о вступлении в члены СРО и принятия решения уполномоченным органом СРО. Цель законодателя заключается в том, чтобы свести к минимуму возможный произвол со стороны саморегулируемой организации при приеме в члены СРО в строительстве и избежать тем самым установления необоснованных препятствий для входа компаний на строительный рынок и, как следствие, его монополизации определенными группами лиц.
И.В. Беренштейн, кандидат юридических наук, председатель правления НП "Центр перспективного развития"
"Законодательство", N 2, февраль 2010 г.