СТАТЬИ

Проблема компетенции СРО

В статье говорится о сужении и ограничении компетенции СРО законодательством.
Предметом института саморегулирования в области строительства, исходя из положений Градостроительного кодекса РФ и подзаконных нормативных актов, регулирующих деятельность СРО в строительстве, является профессиональная предпринимательская деятельность в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования (СРО в проектировании), строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, влияющая на безопасность объектов капитального строительства, а также особо опасных, технически сложных и уникальных объектов.
Приказ Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624, вступающий в силу с 1 июля 2010 г., детализирует компетенцию СРО посредством установления конкретных видов работ, осуществление которых требует участия предпринимателей, выполняющих их в СРО. Таким образом, компетенция СРО в строительстве определена и серьезно ограничена. Для целей саморегулирования отведена лишь ограниченная, хотя важная и востребованная, часть деятельности предпринимателей в строительстве. К сожалению, не ясно, что законодатель подразумевает под влиянием работ на безопасность объектов
Принятая законодателем формулировка не совсем корректна. Кроме того, не понятны критерии, относящие те или иные виды работ к работам, влияющим на безопасность объектов капитального строительства. Законодатель не дает никаких разъяснений по вопросу, почему один и тот же вид работ, выполняемый на определенном объекте, влияет на безопасность, а на другом - не влияет (например, устройство вентилируемых фасадов при строительстве здания аэропорта влияет на безопасность данного здания, а на безопасность малоэтажного жилого дома - нет).
Кроме того, согласно Перечню, часть видов работ относится к компетенции СРО в строительстве только в случае их выполнения на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, исчерпывающий перечень которых содержит Градостроительный кодекс РФ.
Заслуживают внимания важные оговорки в Приказе N 624, существенно сужающие компетенцию СРО в строительстве в рамках указанных видов работ. В частности, отмечается, что компетенция СРО не распространяется на следующие виды работ: если их осуществление не требует получения разрешения на строительство, а также в отношении объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания не более чем двух семей); жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десяти и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общие стены без проемов с соседним соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки); многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блок-секций, количество которых не превышает четырех, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования. Это огромный пласт объектов и, соответственно, строительных работ. Получается, что одни и те же виды работ могут влиять и в то же время не влиять на безопасность объектов капитального строительства. Строительство трехэтажного жилого дома субъектом предпринимательской деятельности остается практически бесконтрольным, ведь СРО деятельность такого субъекта неподведомственна, а лицензирование отменено. Количество субъектов, выполняющих работы, "вырезанные из компетенции" СРО в строительстве, невозможно подсчитать. Сокращение компетенции СРО не соответствует целям отмены института лицензирования - повышению ответственности субъектов предпринимательской деятельности перед потребителями их услуг, поддержанию контроля и повышению качества профессиональной деятельности в области строительства и т.п.


М.А. Еременко, заместитель генерального директора ООО "Независимый центр сертификации и экспертиз", специалист в области гражданского, предпринимательского, семейного, международного частного права, а также предпринимательской деятельности
"Право и экономика"

Название: Проблема компетенции СРО
Детальное описание: В статье говорится о сужении и ограничении компетенции СРО законодательством.
Предметом института саморегулирования в области строительства, исходя из положений Градостроительного кодекса РФ и подзаконных нормативных актов, регулирующих деятельность СРО в строительстве, является профессиональная предпринимательская деятельность в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования (СРО в проектировании), строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, влияющая на безопасность объектов капитального строительства, а также особо опасных, технически сложных и уникальных объектов.
Приказ Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624, вступающий в силу с 1 июля 2010 г., детализирует компетенцию СРО посредством установления конкретных видов работ, осуществление которых требует участия предпринимателей, выполняющих их в СРО. Таким образом, компетенция СРО в строительстве определена и серьезно ограничена. Для целей саморегулирования отведена лишь ограниченная, хотя важная и востребованная, часть деятельности предпринимателей в строительстве. К сожалению, не ясно, что законодатель подразумевает под влиянием работ на безопасность объектов
Принятая законодателем формулировка не совсем корректна. Кроме того, не понятны критерии, относящие те или иные виды работ к работам, влияющим на безопасность объектов капитального строительства. Законодатель не дает никаких разъяснений по вопросу, почему один и тот же вид работ, выполняемый на определенном объекте, влияет на безопасность, а на другом - не влияет (например, устройство вентилируемых фасадов при строительстве здания аэропорта влияет на безопасность данного здания, а на безопасность малоэтажного жилого дома - нет).
Кроме того, согласно Перечню, часть видов работ относится к компетенции СРО в строительстве только в случае их выполнения на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, исчерпывающий перечень которых содержит Градостроительный кодекс РФ.
Заслуживают внимания важные оговорки в Приказе N 624, существенно сужающие компетенцию СРО в строительстве в рамках указанных видов работ. В частности, отмечается, что компетенция СРО не распространяется на следующие виды работ: если их осуществление не требует получения разрешения на строительство, а также в отношении объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания не более чем двух семей); жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десяти и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общие стены без проемов с соседним соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки); многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блок-секций, количество которых не превышает четырех, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования. Это огромный пласт объектов и, соответственно, строительных работ. Получается, что одни и те же виды работ могут влиять и в то же время не влиять на безопасность объектов капитального строительства. Строительство трехэтажного жилого дома субъектом предпринимательской деятельности остается практически бесконтрольным, ведь СРО деятельность такого субъекта неподведомственна, а лицензирование отменено. Количество субъектов, выполняющих работы, "вырезанные из компетенции" СРО в строительстве, невозможно подсчитать. Сокращение компетенции СРО не соответствует целям отмены института лицензирования - повышению ответственности субъектов предпринимательской деятельности перед потребителями их услуг, поддержанию контроля и повышению качества профессиональной деятельности в области строительства и т.п.


М.А. Еременко, заместитель генерального директора ООО "Независимый центр сертификации и экспертиз", специалист в области гражданского, предпринимательского, семейного, международного частного права, а также предпринимательской деятельности
"Право и экономика"

Возврат к списку