Электронная торговая площадка в России – больше, чем просто торговая

23.05.2016

Как следует из мониторинга применения 223-ФЗ, подготовленного Минэкономразвития РФ, уже в прошлом году общий объем процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), объявленных в соответствии с 223-ФЗ, достиг 23,1 трлн руб., что составляет более 30% ВВП страны. При этом на долю электронных торговых площадок (ЭТП) пришлась почти четверть из всех произведенных закупок. Рост по сравнению с 2014 годом – более чем на треть.

Столь стремительный в плане времени переход многочисленных государственных заказчиков на осуществление закупочной деятельности в формате электронных торгов не мог не привести к одному значимому следствию. Эффективность их закупочной деятельности сегодня определяется не только усилиями и возможностями самого заказчика, но и поддержкой ЭТП, где производятся закупки.

Очень часто заказчику трудно сориентироваться в том, на что направлена та или иная норма закона, особенно, если в ней не содержатся жесткие требования или если не установлен четкий порядок ее исполнения. В такой ситуации многие попадают в ловушку, пытаясь идти по пути наименьшего сопротивления и не исполняют те нормы, которые носят рекомендательный характер. Но подобная практика приводит лишь к тому, что эффективность закупочной деятельности у такого заказчика снижается, а интерес со стороны контролирующих органов к нему, напротив, усиливается. При этом для заказчика найти какую-либо информацию о том, как следует осуществлять закупки «правильно», практически невозможно.

И здесь на подмогу приходят специалисты из службы поддержки заказчиков ЭТП. Благодаря тому, что такая служба в ежедневном режиме сталкивается со многими подобными случаями, оказать заказчику консультацию, предостеречь и уберечь его от неправильных действий, специалистам ЭТП проще, чем кому-либо другому. Фактически ЭТП вынуждена брать на себя дополнительные функции – не только организатора и оператора электронных торгов, но и консультационного и даже обучающего центра.

Разумеется, не все ЭТП готовы на такое – это и дополнительные затраты, и дополнительные трудности при подборе квалифицированного персонала для службы поддержки. Но на данном этапе качество самой ЭТП определяется во многом именно наличием и возможностями этой службы.

Вот как прокомментировал ситуацию Председатель совета директоров универсальной электронной торговой площадки ESTP.RUИ.И. Константинов:

-  Универсальная электронная торговая площадка ESTP.RU придаетразвитию службы поддержки заказчиков особое значение. Изначально совершенствованию клиентской поддержки специалисты ESTP.RU уделяли даже больше внимания, чем развитию функциональных возможностей, хотя это взаимосвязанные вещи. Был взят курс на выстраивание с каждым пользователем действительно партнерских отношений. Пришлось даже на регулярной основе проводить в разных регионах страны обучающие семинары для заказчиков.Сегодня эти семинары стали настолько востребованы и популярны, что «очередь» на них расписана на весь 2016-й год.

Причем, этот подход на нашей площадке един для всех пользователей. ESTP.RU не пыталась и не пытается ввести какие-либо обременения для заказчиков, которые пользуются консультационными услугами больше других. Поддержка заказчиков была и остается бесплатной, оперативной и исчерпывающей.

Развитие системы электронных закупок в стране в целом проходит в настоящее время начальный этап, который, как известно, легким не бывает. Совершенствование законодательства, выстраивание работы самих электронных площадок, обеспечение эффективности и прозрачности госзакупок – серьезные и сложные задачи. И они не могут быть реализованы без усилий всех звеньев, участвующих в этом процессе.

 

Поэтому ЭТП должны взять на себя часть ответственности за решение этих задач, причем, на добровольной основе. Прежде всего, в интересах заказчиков, особенно тех, которым трудно быстро перестроиться, и у которых нет больших финансовых и организационных возможностей для повышения своей квалификации для работы в системе электронных торгов.

До сих пор общее число закупочных процедур, выполненных с тем или иными нарушениями, составляет значительный процент от всех сделок. Что снижает их эффективность на государственном уровне и приводит к зачастую необоснованной критике самого института госзакупок в электронной форме. Согласно данным мониторинга, в 2015 году более 95% (!) всех закупок осуществлялись на неконкурентной основе. Чаще всего, как закупки у единственного поставщика (свыше 40% от всех закупок). На закупки с применением «иных способов» пришлось 55%.Однако столь печальная статистика вовсе не означает, что закупки в электронной форме в принципе не могут быть эффективными.

Как раз наоборот, именно закупки в электронной форме способны обеспечить прозрачность процедур, минимизировать количество сговоров и иных действий недобросовестных участников.

В арсенале ЭТП есть действенные инструменты, позволяющие вести закупочную деятельность открыто и без нарушений законодательства. Например, подробное протоколирование всех закупок или ведение реестра договоров. В идеале, каждый этап переговоров между заказчиком и участником торгов должен протоколироваться с применением электронной подписи для придания соглашению юридической силы и избегания каких-либо подозрений в сговоре или иных противоправных действиях. Между тем, только половина из всех договоров, заключенных по результатам закупок, размещается в реестре договоров. Это тоже данные Минэкономразвития.

Но мало иметь такой инструментарий, по мнению И.И. Константинова, опыт ESTP.RU доказывает, что все эти нюансы следует еще и разъяснять каждому заказчику – часто, не один раз. Поэтому роль службы клиентской поддержки еще больше возрастает. К слову, как отметил И.И. Константинов: «благодаря действиям службы поддержкиESTP.RU (хотя и не только ее усилиями, конечно) на текущий момент, в среднем, на одну опубликованную на площадке ESTP.RU закупку заявляются два и более участников. Это позволяет свести к минимуму число договоров, заключаемых с единственным поставщиком и значительно увеличивает эффективность закупок, приводит к экономии средств». Кстати, среднее число поданных заявок на участие в закупках по всем ЭТП в 2015-м году составляло 1,2 участника.

Таким образом, тезис, вынесенный в заголовок этой статьи, не просто красивый лозунг, но насущная необходимость в духе времени.

 

Пресс-служба
ESTP.RU
23.05.2016.